Каршеринг в России не стоит на месте: одни компании закрывают свои представительства в некоторых городах или вовсе уходят с рынка, другие развиваются, увеличивают автопарки, расширяют зоны действия, предлагают новые услуги. Что касается клиентов, то есть те, кто очень доволен услугой и всячески ее хвалит. Другие, наоборот, не упустят момента, чтобы пожаловаться на обслуживание, условия, цены и т. д. Но множество людей пользуются такими услугами кратковременной аренды автомобиля, выбирая какого-то отдельного оператора или подходящего в данный момент по определенным условиям. В любом случае новости об изменениях в работе каршеринга интересны им всем.
Ужесточение правил пользования каршерингом
ГИБДД приступило к разработке «протоколов безопасности», ограничивающих доступ потенциально опасных водителей к арендуемым машинам. Такое решение было принято потому, что в одной только Москве, где работают шесть каршеринговых компаний с автопарком в 27,5 тыс. единиц, произошло 61 тыс. нарушений ПДД, 251 ДТП с автомобилями сервисов. В таких происшествиях погибло 7 человек, 301 отделались травмами.
Один владелец транспортного средства рассказывает, как в него на большой скорости врезалась машина каршеринга с пьяным водителем за рулем, который попросту сбежал с места аварии. Пришлось потратить много времени, чтобы его найти, так как аккаунт оказался фейковым, наказать, заставить оплатить ремонт. И таких случаев немало.
Столичные власти утверждают, что водители, легко получающие доступ к транспортным средствам, имеют мало стажа, да и дисциплина у них страдает. В состоянии алкогольного и наркотического опьянения они садятся за руль арендованного автомобиля, хоть это строго запрещено правилами и карается немалыми штрафами.
Такие нерадивые клиенты сервиса поминутной аренды часто провоцируют инциденты на дорогах. Поэтому возникла необходимость в новых базовых стандартах безопасности для операторов каршеринга. Сначала их введут в Москве, а потом расширят повсеместно.
Предлагается проводить селфи-идентификацию клиентов, тестировать на наличие алкоголя в организме, проверять адекватность. Кстати, некоторые компании уже сейчас перед тем, как оказать услугу, просят клиента выслать селфи в хорошем качестве. Если у службы безопасности возникнут сомнения и им не понравится внешний вид, то пользователя блокируют.
В следующем году МВД введет специальный сервис, позволяющий каршеринговым компаниям узнать статус водительского удостоверения пользователя, и какие правонарушения он совершил.
Алкотестер «Делимобиля»
На фоне «пьяных» аварий с участием каршеринговых автомобилей постоянно ведутся разговоры об установки алкозамков, приборов для определения пьяного водителя. Но такие меры не решат проблемы, ведь они не выявят наличие наркотиков в организме клиента и не запустят двигатель, если в салоне будет находиться пьяный пассажир.
«Делимобиль» нашел оригинальное решение проблемы. Арендаторы транспортного средства должны прямо в приложении пройти «детские» тесты на скорость и реакцию. Одно из таких заданий: расположить геометрические фигуры в определенном порядке. По результатам можно определить, находится ли водитель «под мухой», плохо себя чувствует, устал. Ни в каком из этих состояний за руль лучше не садиться.
Если клиент с заданием не справится, его попросят сделать селфи в фас и профиль. Скорее всего, если он пьян, то делать этого не будет и в поездке ему откажут.
Такая мультимедийная проверка сначала будет обкатана в регионах, а если ее результаты будут положительными, то дойдет и до Москвы.
Сервис подписки «Яндекс.Драйв»
Этот популярный оператор запустил сервис, дающий возможность арендовать новый и не очень автомобиль (Mercedes-Benz, Volkswagen, Skoda, электрокар Nissan Leaf) на срок от 1 до 18 месяцев. Для этого нужно оформить подписку, где указать желаемую модель, пробег, срок аренды и тип страховки.
Стоимость подписки зависит от модели авто, пробега и времени пользования. Например, за аренду на месяц BMW 5-Series с 16 тыс. км на одометре придется выложить 49 тыс. рублей, а за Volkswagen Polo на таких же условиях – 19 тыс.
В стоимость входит Каско и ОСАГО, техосмотр, шиномонтаж. Кроме того, у арендатора имеется возможность в случае поломки вызвать специалиста, который либо решит проблему сразу, либо отгонит автомобиль на СТО.
Народный каршеринг
Руководство Москвы выступило с инициативой запуска так называемого «народного каршеринга». Его цель: разгрузить транспортные магистрали города и при этом дать автовладельцам заработать. Основано такое решение на том, что множество машин простаивают до 90% времени, так почему бы не использовать их, пока они не нужны хозяевам.
В городе похожие сервисы уже работают, но они находятся в частных руках. А в этом случае приложение по аренде будет под контролем мэрии. Это хорошая гарантия того, что репутация и водительский стаж арендатора будет тщательно отслежен.
Повышение стоимости
Теперь несколько слов стоит сказать о наболевшем: почему каршеринг подорожал? Кроме вандализма клиентов, изменений стоимости топлива, повышения НДС, ситуации с коронавирусом компании объясняют это разными обстоятельствами.
Так TimCar решили взвалить на клиента оплату бензина, жидкости для стекол и парковки, которая в Москве стала дороже. «Яндекс.Драйв» никак не комментирует такое обстоятельство, утверждая, что у них цены у них динамические и меняются в течение дня в зависимости от погоды, спроса, пробок и т. д. Ориентировочная цена минуты сейчас – 7 рублей, но, как утверждает оператор, она может быть меньше. Однако, если верить официальному сайту, эта цифра является минимальной.
Подорожание BelkaCar произошло из-за того, что там формирование цены возложили на нейросеть, то есть, и у этого сервиса аренды теперь тариф привязан к изменяющеся ситуации, как у «Яндекс.Драйв».
Что касается «Делимобиля», то он просто закончил акцию недорогого утреннего тарифа по 5 рублей за минуту.
Anytime увеличил цену ночного тарифа, так как к ним стали поступать жалобы на дрифтеров, которые жалеют использовать свой автомобиль в этих целях. Сначала их штрафовали, но это не помогло, поэтому решили бороться более радикальными мерами – увеличить стоимость ночной аренды.