Краткосрочная аренда автомобиля – каршеринг появился в городах-миллионниках нашей страны не очень давно, но уже получил большую популярность. Во-первых, он позволяет людям, у которых нет своей машины, совершать комфортные поездки за рулем и даже почувствовать себя весьма значительной особой, управляя дорогущим транспортным средством премиум-класса. Во-вторых, все операции проводятся через мобильное приложение, пользоваться которым легко. В-третьих, услуга эта удобная и обходится дешевле классического проката.
Житейская практика порождает судебную
Стремительное развитие каршеринга привело к появлению судебных разбирательств, с ним связанных, в которых в роли истцов чаще выступают не компании, оказывающие услугу, а их клиенты. «Молодость» сервиса часто приводит к «непоняткам» и спорам на правовом поле, к тому же пока не существует единого правового акта, регулирующего вопросы, связанные с сервисом.
Потенциальным клиентам перед подписанием договора с каршеринговой компанией предлагается внимательно прочесть этот документ, а также правила пользования. В них оговаривается, за что предусматриваются штрафы, указана их сумма. Но человек, не имеющий юридического образования, вряд ли будет внимательно читать (те же «грабли», что и при подписании кредитного договора).
В итоге клиент не знает, к примеру, что курить в салоне арендованного автомобиля нельзя: дескать, в своем я всегда курю, это не общественный транспорт. В итоге он «попадает» на приличный штраф: незнание законов не освобождает от ответственности.
Сумма может быть такой непомерно большой, что арендатор подает в суд на каршеринг, опираясь на гражданское законодательство и закон «О защите прав потребителей».
Напоминаем: оператор автоматически списывает штраф с банковской карты клиента, прикрепленной к аккаунту. Если средств на ней не хватает, то за каждый день просрочки насчитывается пеня. Эти условия указаны в договоре. Подписав документ, арендатор сам дает разрешение на такие действия.
Каршеринговая компания обращается в суд, если клиент не желает платить, к примеру, за порчу машины. Как правило, у каждой в штате есть свой грамотный юрист, благодаря которому решение обычно выносится в пользу арендодателя. Если же дело проиграно, то большого ущерба оператор не понесет.
Причины споров
Активный трафик на дорогах часто приводят к автомобильным спорам, требующим судебных разбирательств. Специфика работы каршеринга такова, что те и другие возникают довольно часто.
Как уже упоминалось, инициатором спора может быть оператор, если клиент отказывается платить неустойку и компенсировать ущерб. В свою очередь, недовольные клиенты оспаривают наложение штрафов.
Самые частые конфликты происходят из-за:
- ДТП;
- причинения вреда и кражи имущества арендодателя;
- использование чужого аккаунта и поддельных документов;
- нарушения правил дорожного движения;
- нарушения правил сервиса – допуск к управлению третьего лица, курение в салоне, выезд за пределы зоны действия, вождение в состоянии алкогольного опьянения и т. д.
Тут нужно отметить, что некоторые клиенты беззастенчиво нарушают правила пользования сервисом, свято веря в безнаказанность. Но и каршеринговые компании нередко, пользуясь своим положением и незнанием арендатором своих прав, стремятся «содрать» с арендатора как можно больше.
Решение вопроса в досудебном порядке
Суд с каршерингом – дело долгое и затратное. Можно, конечно, не обращать внимания на требования компании, игнорируя их. Однако тогда она может сама подать в суд или перепоручить свои требования коллекторам (а все знают, насколько нагло могут действовать они).
Целесообразно разрешить спор, не доходя до суда, мирно, в переписке. К такому варианту клиент может прибегнуть в случае:
- уверенности в нарушении его прав;
- несогласия с требованиями оператора;
- переговоры ни к чему не приводят.
К составлению претензий лучше привлечь профессионала – юриста, который сделает это со знанием дела, не напишет ничего лишнего, а только факты, точно выразит позицию клиента.
Так можно, к примеру, снизить сумму ущерба, выставленную каршерингом.
Достигнутые соглашения должны быть обязательно оформлены на бумаге, документально. Они могут потом использоваться в качестве доказательства в суде.
Случай из практики: юноша, арендовавший автомобиль, разрешил ехавшей с ним подруге сесть за руль. Оператор узнал об этом и через 10 дней потребовал заплатить штраф и неустойку в размере 100 тыс. рублей. Так как это указывалось в договоре, компания была права, но для молодого человека эта сумма была просто неподъемной. Благодаря помощи юристов в досудебном порядке удалось снизить выплату до вполне приемлемых 30 тыс.
Судебная тяжба
Если соглашения в переписке достичь не удалось, то судебное разбирательство все-таки неизбежно.
Клиенты каршеринга обычно подают в суд, если:
- оператор требует оплаты «чужих» повреждений, то есть водитель начал аренду уже поцарапанного авто, а сам ни в чем не виноват;
- начислена огромная неустойка, совсем несоответствующая ущербу;
- оштрафовали за порчу оборудования, когда как арендатор просто отключил электронный контроль устойчивости для выезда из сугроба и т. п.
Подобных ситуаций, в которых клиенты, в общем-то, правы, множество. Тяжбу, скорее всего, они выиграют, поэтому побороться стоит! Компания списывает средства с большого количества людей – имеют право, ведь они сами дали согласие на это. Лишь немногие клиенты решаются оспорить такие действия в арбитражном суде, доказать свою невиновность и вернуть деньги. Но основная масса каршероводов либо не хочет, либо не знает, что так можно сделать. Они просто пишут гневные отзывы на сайтах и в социальных сетях, отчего каршерингу не холодно и не жарко – деньги на свой счет они получили.
Операторы со штатными юристами, знающими законы и поднаторевшим в подобных делах, инициируют судебную тяжбу гораздо чаще. И тоже в определенных случаях оказываются правы. Клиент, закуривший в салоне и прожегший сиденье, точно не отвертится от административного наказания!
Особняком стоят дела по обвинению клиента в дрифте (он запрещен правилами). Тут все довольно неоднозначно. Податель иска под этим понимает множественное превышение машиной установленных углов поворота за короткий промежуток времени. Но, в то же время, дрифтом можно назвать занос на скользкой дороге и стремление водителя вернуть контроль над автомобилем.
Если арендатор объяснит необходимость такого маневра (уход от аварии, столкновения) или обратит внимание судьи на отсутствие расшифровки термина (обычно так и есть), то заседание закончится в его пользу. Суд встанет на сторону клиента, как более слабого с экономической точки зрения.
Если этого не произойдет, то дрифт посчитают нарушением одного из условий договора и штраф за него придется заплатить.
Случай из практики: управляя транспортным средством каршеринга, женщина попала в аварию (не по ее вине) и повредила знак аварийной остановки. С ее карты списали штраф, который она посчитала несправедливым, и потребовала вернуть денежные средства. Компания отказалась это сделать и даже стала требовать еще и оплаты неустойки за якобы украденный знак.
Женщина обратилась в суд, который она, в итоге, выиграла.
Буква закона
Рассмотрим положения Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 421, условия договора определяется сторонами, его подписывающими. Ответственность, предусмотренная условиями этого документа, обязательна для исполнения.
Статья 1064 данного законодательного акта гласит: вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению тем, кто его причинил.
В статье 15 указаны правила, согласно которым формируется размер ущерба.
Если договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере, то пострадавшее лицо вправе требовать полной компенсации убытков.
Убыток – это расходы, которые потерпевший несет для восстановления имущества + недополученный из-за его повреждения доход. То есть, возместить придется и ремонт автомобиля, и его простой.
Государственная дума в настоящий момент разрабатывает законопроект, цель которого – сделать работу каршеринга более четкой, урегулировать ее, ужесточить правила. В частности, такая инициатива возникла из-за участившихся аварий, виновниками которых был транспорт именно краткосрочной аренды. В проекте будут учтены мнения и предложения операторов, экспертов, законодателей.
Советы каршероводам
Вот нехитрые рекомендации для потенциальных и реальных пользователей сервиса авто.
- До подписания внимательно изучить каждый пункт договора, что именно карается штрафами и их размер.
- Обязательно выполнять все условия пользовательского соглашения.
- Внимательно осматривать машину и салон перед началом аренды, фотографировать выявленные царапины, порчу и т. д., высылать снимки оператору, информируя о нанесенном предыдущим клиентом ущербе.
- После окончания аренды тоже целесообразно сделать такие фото – они будут свидетельствовать, что машина ставилась на стоянку в нормальном состоянии.
- Соблюдать ПДД.
- Аккуратно относится к арендованному транспортному средству, не лихачить, не оставлять мусор в салоне.
- Не привязывать к аккаунту банковскую карту, на которой обычно большая сумма.
- Выбирать тарифы с полной страховкой.
- По окончании аренды нажать соответствующую кнопку и убедиться, что оператор принял эту опцию.
Тем, кто будет неукоснительно следовать этим советам, удастся миновать все «подводные камни» и остаться в хороших отношениях с каршерингом, с удовольствием пользуясь этой удобной услугой.