Каршеринг в Европе

сarsharing

Краткосрочная аренда автомобиля с минутной и часовой тарификацией получила название сarsharing. Образован этот термин от английских слов car – «легковая машина» и share – «делиться с кем-то, совместное владение».

Прототип современного каршеринга впервые появился в Швейцарии в 1948 году: имеющая свой автопарк компания разрешила своим сотрудникам пользоваться этими транспортными средствами короткое время и за мизерную плату. Но тогда технические возможности (отсутствие стабильной связи, возможности отслеживать машины и т.д.) не позволило эту идею развить.

Сейчас каршеринг успешно работает и развивается во многих странах мира (благодаря интернету, смартфонам, GPS и платежным банковским картам), завоевывая все больше поклонников. В Европе он есть в России, Беларуси, Германии, Испании, Дании, Австрии, Польше, Норвегии, Италии, Нидерландах, Франции, Великобритании, Латвии. Работает сервис в крупных городах, туристических местах, на разных курортах. Не считая РФ, его клиентов насчитывает 4,5 млн человек.

Принцип каршеринга

Совместное пользование автомобилем, то есть сarsharing, предполагает, что любой член определенного сообщества имеет право задействовать транспортное средство для своих нужд. Расходы на техническое обслуживание, мойку, заправку распределяются между членами этого сообщества в зависимости от их участия в эксплуатации.

Схемы подобного использования машин:

  • fractional carsharing – самая простая. Добровольное некоммерческое объединение. Имеется в виду что, к примеру, жители одного района, покупают автомобили и попеременно пользуются ими, соблюдая установленные правила;
  • one-way carsharing – самая распространенная. Коммерческая компания, имеющая автопарк, предоставляет клиентам в аренду свои автомобили на определенное время, разрешая оставить ее в любом месте, входящим в зону деятельности;
  • peer-to-peer carsharing работает по принципу one-way, но транспортные средства в этом случае принадлежат компаниям, для которых этот бизнес непрофильный, или частным лицам. Они действуют через специальные агрегаторы – платформы в интернете.

совместное использование автоПреимущества и недостатки

Для пользования услугой не надо предпринимать особых усилий, а просто иметь смартфон, паспорт, водительское удостоверение, банковскую карту. Ну и надо понимать, что у каждой каршеринговой компании свои требования к возрасту потенциального клиента и стажу вождения. Но алгоритм работы у всех одинаковый.

Итак, действовать нужно следующим образом (вкратце):

  1. Скачать на смартфон соответствующее приложение.
  2. Зарегистрироваться в нем.
  3. При одобрении заявки службой безопасности заключить договор с оператором (это тоже делается дистанционно), ознакомившись с правилами пользования сервисом.
  4. Найти на предоставленной приложением карте свободный ближайший автомобиль и забронировать его.
  5. Добраться до машины (на это дается 20 бесплатных минут, превышение будет рассчитываться уже как платная парковка).
  6. Открывается машина тоже с помощью приложения или карты-ключа.
  7. Оплата аренды списывается с прикрепленной карты.

Каршеринг дает возможность за сравнительно небольшие деньги на некоторое время стать владельцем обычного, спортивного или роскошного авто, с комфортом путешествовать по городу и стране (а некоторые европейские государства можно за сутки пересечь не один раз).

как пользоваться каршерингом

Кроме того:

  • не нужно беспокоиться о техосмотре, шинах, страховке, как владельцу собственного транспортного средства;
  • в тариф включено топливо и мойка;
  • заканчивать аренду в любом разрешенном месте, близком, к примеру, от дома или офиса;
  • в некоторых случаях не оплачивать стоянку;
  • в ряде городов каршеринговым авто разрешено ехать по отдельной полосе, предназначенной для автобусов;
  • внести свою лепту в разгрузку дорог;
  • улучшить экологическую ситуацию благодаря электрокарам, повсеместно пополняющим автопарки операторов.

Но, как и у любого сервиса, у этого краткосрочного проката есть и минусы. Неудобен каршеринг там, где частые пробки – потраченное в них время будет оплачиваться пользователем. Бесплатные стоянки могут находиться в неудобных местах.

Клиенту, который пользуется услугами разных компаний, придется знать правила каждой, которые лучше уточнять перед поездкой.  В Польше, к примеру, если оставить авто возле торгового центра, то плата за прокат с клиента будет сниматься до тех пор, пока другой ее не арендует.

Давайте познакомимся, как обстоят дела в некоторых европейских странах.

Германия

Каршеринг здесь весьма развит и активно функционирует: 165 компаний на 2,1 млн клиентов. Особо пользуются успехом операторы, машины которых можно оставлять в любом месте, а не брать и возвращать на определенную стоянку. Самые популярные международные компании Car2Go и DriveNow.

Car2Go

Car2Go, принадлежащая концерну Daimler, работает в Европе и США. Имея ее аккаунт, можно пользоваться сервисом в любой стране. Автопарк состоит из «Мерседесов» классов А и В, а также Smart. Тарифы варьируются от 0,21 до 0,34 евро за минуту, режим ожидания обойдется в 0,16 евро/мин.

Суточный пробег стоит 59 евро. Эта сумма включает 200 км пробега. Превышение – по 0,29 евро за каждый километр.

DriveNow владеет BMW, SIXT и Mini, арендовать которые можно от 0,26 до 0,29 евро/мин.

У этих операторов существуют более дешевые часовые и суточные тарифы. Стоимость стоянки – 0,9 евро, с 24 до 6 часов – бесплатно.

Машин у той и другой каршеринговой компании очень много, поэтому ближайшую свободную найти весьма легко. Клиентам также нравится наличие электромобилей, несмотря на то, что их аренда обходится дороже: их просто заряжать на парковке, воткнув вилку в розетку и получив за это бонусы. Кроме того, пользователям приятно осознавать свою причастность к охране окружающей среды.

Машины местных каршеринговых компаний, которые можно брать и оставлять на парковочных станциях, обходятся в среднем 3–7 евро в час плюс 0,20–0,30 евро один километр. Гораздо удобнее их арендовать на сутки – обходится дешевле.

Италия

Эта средиземноморская страна была одним из первопроходцев сервиса краткосрочной аренды авто в этой части света. В Милане, к примеру, такая услуга доступна с 2001 года.

Enjoy

Сейчас Италия находится в лидерах по количеству операторов и транспорта разных видов на душу населения, из которого 1,1 млн человек являются клиентами каршеринга. Скорее всего, этому способствует национальная черта итальянцев – практичность, ведь сервис избавляет от «головной боли» по вполне понятным причинам (см. выше преимущества такого вида проката).

Самая популярная компания Enjoy, где минута поездки в черте города стоит около 0,21 евро. Но этот оператор не подойдет россиянам: наши, даже международные, права не принимаются при регистрации.

Второе место у GuidaMi, на автомобилях которого можно путешествовать по всему Евросоюзу и Швейцарии.

Испания

Кроме вездесущего Car2Go здесь популярен еще один международный оператор – Zipcar, занимающий второе место на профильном рынке. Его автопарк весьма разнообразен, но клиентов привлекают имена, которыми компания «награждает» каждую машину: Magical, Amadeus, Arsenio, Activity и др. Это «очеловечивание» очень нравится и пользователям, и другим участникам дорожного движения, и пешеходам.

Минутных тарифов у Zipcar нет, только часовые (от 4 евро) и суточные (от 45 евро, включая 20 км).

У этой компании, кроме тарификации, есть и абонентская плата: 6 евро в месяц или 60 в год.

carsharing Zipcar

Кроме международных стоит упомянуть местные каршеринговые компании.

В Барселоне и Мадриде это Avancar с легковушками, джипами и микроавтобусами Hyundai, которые можно арендовать от 1,5 евро/час. Превышение порога в 80 километров придется оплатить 0,15–0,25 евро/км.

Основной акционер «Аванкар» – Zipcar, поэтому принципы работы этих операторов одинаковы.

Мадридский каршеринг Respiro предлагает взять напрокат микроавтобус от 2 евро за час.

Тарифных планов у этого оператора три:

 ТарифыАбонплатаПервые 10 кмДо 120 кмСвыше 120 км
 частый 5 в месяц 

бесплатно

0,26 евро/км0,14 евро/км
квартальный€ 6 в квартал0,28 евро/км0,16 евро/км
годовойне взимается0,30 евро/км0,18 евро/км

Неудачи

Несмотря на популярность каршеринга в Европе, большинство ее жителей все же предпочитают ездить на собственном автомобиле, который находится в постоянной доступности, дает ощущение личной свободы и конфиденциальности.

поездка в машине

В Германии, где уровень оценки этого сервиса набрал 23 балла, 33% респондента пользуются им один раз в месяц или даже реже. В Великобритании оценочный показатель отрицательный -12. Из опрошенных, живущих в Соединенном Королевстве, более 50 % либо вообще не арендуют машину таким образом, либо делают это очень редко.

Оператор DriveNow ушел из Стокгольма (Швеция) из-за того, что в городе слишком высокая плата за парковку и всегда большие пробки.

Car2Go прекратил работу в Лондоне через 18 месяцев после начала: городские власти разрешили внести в зону покрытия только 3 района (из 32), а это оказалось очень мало и поэтому невыгодно.

Загрузка ...
Каршеринг в России