«Народный каршеринг»

Пробки в Москве

В конце лета 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин предложил создать так называемый «народный каршеринг», и правительство столицы его поддержала. Такая инициатива, по их мнению, позволит разгрузить дороги города и дать заработать владельцам машин, «железные кони» которых простаивают почти 90% времени.

О проекте

В настоящее время Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы ведет работу над проектом народного каршеринга. Согласно ему, сдать личную машину в кратковременную аренду сможет физическое лицо – собственник автомобиля или его представитель, подтверждающий свои полномочия нотариальной доверенностью. Транспортное средство должно быть в исправном состоянии. Арендовать его имеет право любой человек, возраст и стаж вождения которого соответствует установленным сервисом.

Сейчас специалисты разрабатывают приложение, которое будет собственностью мэрии, берущей на себя ответственной за безопасность сделки. Она также будет следить за профилями клиентов, проверять достоверность данных.

Хозяин машины, изучив сведения о потенциальном клиенте, сам определит, кому ее доверять, где и когда забрать и возвращать, цену.

Такая модель называется p2p (peer-to-peer – «равный с равным»). То есть, два частных лица, арендодатель и арендатор, напрямую контактируют между собой. Приложение необходимо для их связи, проверки документов обеих сторон, посредничества при подписании договора, замораживания средств для оплаты.

Каршеринг в столице

В программное обеспечение могут быть включены фильтры по срокам аренды, местам получения транспортного средства, времени и т.п.

«Народный каршеринг» в Москве будет действовать так:

  • хозяин автомобиля регистрируется, загружая в приложение необходимые документы, фото машины, и отмечает время, когда она будет доступна к аренде;
  • желающий взять ТС в прокат проходит процедуру регистрации. После проверки документов он получает аккаунт, к которому прикрепляет банковскую карту;
  • арендатор выбирает подходящее авто и в личном чате договаривается об условиях с арендатором. По итогу переговоров стороны подписывают электронный договор, и на платежном средстве клиента необходимая сумма замораживается.

Страховка

Что касается полиса ОСАГО, то его придется оформлять для неограниченного круга лиц и заплатить больше, чем при стандартном варианте. Объясняются такие меры просто: управлять транспортным средством будет не одно лицо с известной историей, а множество разных людей, поэтому страховая компания поднимает коэффициент.

Кроме того, ставка будет зависеть и от модели авто, сдаваемого в каршеринг: элитная, внедорожник, спорткар, минивэн семейного типа и т. д. Естественно, что арендовать какой-либо из них будут люди разные с разными же целями.

осаго

На время аренды будет активироваться Каско, а счет за страховку направляться арендатору.

ДТП и другие аспекты

Авария, спровоцированная водителем каршерингового транспортного средства, и при нанесении ущерба, превышающего лимит по страховке, грозит неприятностями и виновнику, и владельцу машины.

Лимит ОСАГО по «железу» составляет 400 тыс. рублей, а за причинение вреда человеку – 500 тыс. Если пострадало несколько человек и дорогих автомобилей, то сумма явно будет превышена.

Пострадавшая сторона, согласно Гражданскому кодексу, может предъявлять претензии и владельцу ТС, и третьему лицу – арендатору.

Собственники автомобилей, участвующих в каршеринге, должны четко помнить, что им придется отвечать за то, что они не делали, в полном объеме, и покрывать ущерб. Однако далее они могут подать в суд на человека, бывшего за рулем, и отсудить потраченные средства.

А что делать, если ДТП произошло из-за технической неисправности и кто-то погиб? Вряд ли владельцы машин в таких случаях захотят брать ответственность на себя. Поэтому вопрос об авариях пока прорабатывается.

Темы технического обслуживания, оплаты парковки, штрафов пока прорабатываются, как и компенсации за бензин и брендирования.

ДТП

Что касается штрафов, то отправлять его будут арендатору, который их и должен оплатить.

Для предотвращения опасных ситуаций на дорогах планируется проверять водителей, взявших машину в прокат, проверять в приложении на употребление алкоголя с помощью специального теста.

Получит ли популярность «Народный каршеринг»

Речь идет о спросе на такую услугу. По мнению специалистов, он возможен только в том случае, если стоимость аренды будет меньше, чем у операторов каршеринга, давно действующих на рынке.

Кроме того, большую роль сыграет доступность машин и насколько пользователю будет удобно место, где он должен будет заканчивать аренду. Сейчас, к примеру, у «Делимобиля» и «Яндекс.Драйв» огромное количество автомобилей в Москве, которые находятся в шаговой доступности. Чтобы составить им конкуренцию «Народному каршерингу» тоже необходим большой автопарк.

Очень важно также, чтобы такие авто могли также парковаться, как сейчас каршеринговый транспорт. Напомним, что сейчас он имеет льготы, предоставленные мэрией.

Что касается того, захотят ли москвичи сдавать свои «колеса» в аренду? Скорее всего, да, ведь в крупных городах к собственности относятся легко, к тому же, некоторые прокатные компании уже работают по такому принципу.

Дептранс в настоящее время ведет мониторинг мнений о «Народном каршеринге». Все предложения и критика обязательно будут учтены в разработке сервиса.

Rent A Ride

Аналоги

Крупный оператор YouDrive с октября 2019 г. разрешает частникам сдавать в аренду ТС через свой сервис. При этом владельцам машин обещают прибыль до 25 тысяч в месяц. На данный момент 400 машин компании предоставили именно они.

В Москве и регионах уже работает несколько операторов p2p, среди которых самые известные Darenta и Rent A Ride. Точный тариф огласить невозможно, ведь цена проката зависит от автомобиля, его владельца и такой черты характера, как жадность. Однако стоимость проката все равно намного ниже, чем у компаний и краткосрочной, и долгосрочной аренды.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.